Ушу-саньда

Ушу-саньда (или саншоу) является официальным контактным видом единоборства, который представляет собой «свободную борьбу» и включивший в себя элементы разных традиционных китайских боевых искусств. Саньда состоит из двух главных составляющих — удары ногами и руками (кикбоксинг) и «шуай джиао» (китайская форма единоборства). Таким образом, саньда представляет собой типичный комбинированный вид борьбы, который включает в себя броски, захваты и удары. Другими  словами, это современный вид единоборства, вобравший в себя все самое лучшее из китайских видов борьбы. В последнее время саньда начало быстро набирать  популярность по всему миру. Соревнования по саньда в настоящее время проводятся в 75 странах мира. Тоесть, если рассматривать реальное единоборства, то особый интерес представляет в первую очередь боевое искусство саньда.
В переводе термин «саньда» (по-другому саншоу) означает свободная или раскрепощенная рука и относится к стилю боевого искусства, которое адекватно воспроизводит настоящий рукопашный бой. Смысл данного выражения заключается в следующем. Когда человек постигает боевые искусства, то в самом начале он приемы отрабатывает в одиночку, «в воздух». Это могут быть  отдельные упражнения, или комплексы формальных упражнений, которые на китайском называются «таолу». После освоения определенных движений, их начинают отрабатывают в парах. В каждом из стилей ушу существуют свои виды парных комплексов, которые именуются «дуйлянь». Слово «дуй» переводиться как «быть напротив чего-либо», или «быть парным чему-либо». Слово «лянь» переводиться как «тренироваться». Получается «дуйлянь» — это «тренировка в паре». В комплексах-дуйлянь все движения  участвующих (комплекс может быть рассчитан на троих и даже более людей) расписаны заранее. Это дает возможность научиться правильно рассчитывать ритм движений в приемах, применять их в нужный момент и с необходимой силой. Но только чтобы приемы применять в реальном бою, нужно научиться правильно реагировать на неожиданные ситуации. Именно для этой цели и служит саньда, когда участники используют любые приемы, и  когда нет заранее обозначенных действий. Поэтому, можно не придерживаться особой точности, слово «саньда»  переводят как «свободный бой». Когда точно зародилось это единоборство сказать довольно трудно (еще в древние времена), но, согласно найденным историческим текстам, у традиционных публичных поединков тех времен были следующие общие черты: все бои происходили на квадратном помосте (что вообще было характерной чертой всех публичных поединков в Китае), не было деления на весовые категории, применялись любые приемы, не было никаких защитных приспособлений,  победителя награждали ценным призом. Во времена династии Сун (960—1279) рукопашный бой ввели в качестве одного из средств  физического воспитания в армии, и в столице, в канцелярии обороны страны был воздвигнут специальный помост для поединков, который назывался  «лэйтай» (этот термин обозначает как сам помост, так и бои на этом помосте). Туда померяться своими силами съезжались бойцы из всех уголков страны. Правилами запрещалось стягивать штаны и использовать  «недостаточные захваты». Разрешалось использовать удары и броски, а так же использовать «ножное резание» (то есть применять приемы в падении, по типу самбистских «ножниц»). Победители получали знамена, скакунов, парчовые холаты, серебряные чарки и т.п. Династия Мин (1368—1944) в истории запомнилась как «золотой век ушу», и в то время лэйтай были очень популярны. Для подогревания атмосферы по обе стороны помоста на колоннах вешались парные надписи, вроде «удар ноги водяного дракона из северных морей» и «удар кулака свирепого тигра из южных гор». Чтобы не возникало споров о том, кто стал победителем, перед началом  боя каждый участник подписывал документ о жизни и смерти, без этого никто к поединкам на помосте не допускался. В период правления маньчжурской династии Цин (1644—1911) лэйтай достаточно широко распространились в народе. К примеру, во время какого-нибудь деревенского праздника организаторы могли на открытом месте по быстрому сколотить помост  и принимать вызовы от всех желающих. Никаких специальных допусков, предварительных регистраций и т.п. не требовалось, бойцу нужно было лишь  громко объявить, кто он и откуда родом. Опять же, это были не спортивные бои, смерть участника подобного поединка была в порядке вещей, поэтому решались выходить на помост только очень уверенные в своих силах люди. Широкое распространение боев на помосте является свидетельством  высокого уровня рукопашного боя того времени. В Китае в1911 году произошла буржуазная революция. И как это бывает после всех революций, стали происходить перемены. Китайские боевые искусства начали называть  «гошу» («национальное искусство»), и при содействии богатых спонсоров (в том числе и влиятельных членов правительства)  в Нанкине в 1928 году ( тогда это была столица Китая) был открыт Центральный институт гошу. Для того чтобы привлечь внимание, завлечь студентов и набрать квалифицированных преподавателей, в Нанкине были организованы бои на помосте всекитайского масштаба. Долгое время перед этим специально подобранные люди ездили по различным китайским провинциям и приглашали известных мастеров. Эти бои получили название «гошу гокао» («государственные испытания по гошу»). Длились они десять дней. Поединки проходили на прямоугольной площадке, допускались любые приемы, за исключением ударов в пах, глаза и горло. Нужно было победить в двух из трех раундов, но раунды были не ограничены по времени. В 1933 году Центральный институт гошу организовал  вторые «гошу гокао». Стало понятно, что смертельные бои проводить нельзя, но правила могли ограничить реалистичность поединков. Решили запретить «смертельные удары по точкам», все остальное (вплоть до тягания за волосы) допускалось. Участвовали представители множества провинций и крупных городов Китая, в отдельных делегациях число представителей было больше сотни человек. Но далеко не все являлись мастерами, и столь свободные правила боев заставляли прежде всего думать о собственной безопасности, в результате, в большинстве боев участники не решались атаковать, а лишь уклонялись.
В Нанкине в 1933 году прошло «Всекитайское спортивное общее собрание», где попытались провести бои по-новому — в защитном снаряжении, запрещались удары в пах и голову, время поединка по-прежнему не ограничивалось. В результате схватки стали очень напоминать борьбу, некоторые поединки длились больше часа. Газеты тех времен  замечали: «Бои по гошу стали напоминать на корриду».
Стало понятно, что создание систем правил соревнований, является тупиковым, поскольку стремление к безопасности участников крайне снижает реалистичность боя, а приемы, которые являются очень эффективными в реальном бою, становятся практически бесполезными для победы в поединке по правилам. После установления в Китае коммунистической власти было принято решение вообще вытравить из памяти людей то, что ушу — это искусство БОЯ. Начала развиваться гимнастика — ушу, приемам саньда обучали только некоторые старые мастера, которые тем самым очень рисковали попасть под пресс государственной машины. В 1979 году Госкомспорт КНР решил разработать новую форму соревнований по ушу — поединки — саньшоу. Чтобы сделать вид, что это якобы возрождение старых традиций ушу, их назвали саньда или лэйтай. Старых мастеров это крайне возмущало, ведь  они прекрасно помнили, к чему приводили поединки по правилам в 1930-х годах. Но уже выросло несколько поколений, которые никогда не знали настоящего саньда, и они официальную версию принимали за чистую монету. В результате этого во многих странах, в том числе и в нашей стране, под «саньда» чаще всего понимают именно официальный государственный «китайский кикбоксинг с бросками», а не тот абсолютно свободный бой, как это было принято в ушу всегда. Современная саньда стала спортом приблизительно в 1960-х годах, тогда же, когда и современное ушу, когда китайское правительство начало активно содействовать развитию этих видов боевых искусств. Для того, чтобы разработать стандартные правила нового вида единоборства,  многим мастерам боевых искусств страны было поручено изучить и использовать богатейшую школу китайских единоборств и создать единую систему, в которой использовались бы одновременно приемы из различных стилей. Для уменьшения опасности травм, были разработаны защитные приспособления. В результате, было получено комбинированное единоборство, которое включало в себя множество различных приемов традиционных китайских единоборств — разнообразные виды ударов руками и ногами, захватов и бросков, борьбы на земле. Наиболее опасные приемы были исключены из списка разрешенных приемов, что значительно увеличило темп поединков. В саньда применяется техника трех категорий: удары ногами, удары  руками и борьба захватами, что приближает данный  вид спорта к реальному рукопашному бою.